You are here: Home » Учебник » Простая программа на Java

Простая программа на Java

Ключевой момент: Java программа выполняется с метода main в классе.

Давайте начнём с простой Java программы, которая показывает в консоли сообщение «Welcome to Java!». (Слово «консоль» – это старый компьютерный термин, который относится к устройству ввода и отображения текста на компьютере. Консольный вход означает получение ввода с клавиатуры, а выход консоли – отображение вывода на мониторе. В NetBeans вывод показывается в специальном окне:

Вне IDE консольные программы (т.е. без графического интерфейса) запускают в командной строке. О командной строке в следующем разделе «Создание, компиляция и выполнения Java программ».

Исходный код программы

public class Welcome {
    public static void main(String[] args) {
        // Показать в консоли сообщение Welcome to Java!
        System.out.println("Welcome to Java!");
    }
}

Строка 1 определяет класс. Каждая Java программа должна иметь по крайней мере один класс. Каждый класс имеет имя. Принято, что имена классов начинаются с заглавной буквы. В этом примере класс назван Welcome.

Строка 2 определяет метод main. Программа начинает выполнение с метода main. Метод main – это точка входа, где программа начинает выполнение.

Метод – это конструкция, которая содержит инструкции. Метод main в этой программе содержит инструкцию System.out.println. Инструкция отображает в консоли строку «Welcome to Java!». Строка (String) – это термин в программировании, означающий последовательность символов. Строка должна быть заключена в двойные кавычки. Каждая инструкция в Java заканчивается точкой с запятой ( ), которая служит разделителем инструкций.

Зарезервированные слова, или как их ещё называют ключевые слова, имеют определённое значение для компилятора, и они не могут использоваться для других целей в программе. Например, когда компилятор видит слово class, он понимает, что слово после class – это имя класса. Другими зарезервированными словами в этой программе являются public, static и void.

Строка 3 – это комментарий, которая документирует действия программы и её устройство. Комментарии помогают программистам общаться и понимать программу. Они не являются программными инструкциями и, таким образом, игнорируются компилятором. В Java комментариям предшествуют два слеша на строке (//), которая так и называется – строка комментария. Комментарии могут располагаться между /* и */ на одной или нескольких строках, эти строки называются блоком комментариев или параграфом комментариев. Когда компилятор видит //, то он на этой строке игнорирует весь текст после //. Когда видит /*, он сканирует следующий */ и игнорирует любой текст между /* и */.

Несколько примеров комментариев:

// Эта программа показывает Welcome to Java!
/* Эта программа показывает Welcome to Java! */
/* Эта программа
показывает Welcome to Java! */

Пара фигурных скобок в программе формирует блок, который группирует компоненты программы. В Java каждый блок начинается с открывающей фигурной скобки ({) и заканчивается закрывающей фигурной скобкой. (}). Каждый класс имеет блок класса, который группирует данные и методы класса. Похожим образом каждый метод имеет блок метода, который группирует инструкции в методе. Блоки могут быть вложенными, это означает, что один блок может быть помещён внутри другого, как показано на следующем коде:

Подсказка: любой открывающей фигурной скобке должна соответствовать закрывающая. Каждый раз, когда вы напечатали открывающую фигурную скобку, сразу печатайте закрывающую, для предотвращения ошибок, вызванных отсутствие скобки. Большинство IDE для языка Java автоматически вставляют закрывающую фигурную скобку для каждой открывающей.

Внимание: исходный код программ Java чувствителен к регистру. Будет неправильным, например, заменить в программе main на Main.

Вы познакомились с несколькими специальными символами в программе (например, { }, //, ;). Они используются практически в каждой программе. Таблица обобщает их использование:

Символ Имя Описание
{} Открывающая и закрывающая фигурная скобка Обозначает блок для окружения инструкций.
() Открывающая и закрывающая круглая скобка Используется с методами.
[] Открывающая и закрывающая квадратная скобка Обозначает массив.
// Двойной слэш Предшествует комментарию.
" " Открывающая и закрывающая кавычки Окружает строку (т.е. последовательность символов).
; Точка с запятой Обозначает конец инструкции.

Самыми распространёнными ошибками, которые вы будете делать пока учите программировать, это синтаксические ошибки. Как любой язык программирования, Java имеет свой собственный синтаксис, и вам нужно писать код, который удовлетворяет правилам синтаксиса. Если ваша программа нарушает правило, например, если отсутствует точка с запятой, отсутствует фигурная скобка, отсутствует кавычка или неправильно написано слово – компилятор Java сообщит об ошибках синтаксиса.

Примечание: возможно вам интересно, почему метод main так определяется и почему для отображения сообщения в консоли используется System.out.println(…). На данный момент просто примите это как данность. В последующих главах на все ваши вопросы будут даны ответы.

Программа в начале выводит одно сообщение. Теперь, когда вы вникли в программу, легко её распространить для отображения большего числа сообщений. Например, вы можете перезаписать программу для отображения трёх сообщений:

public class WelcomeWithThreeMessages {

    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("Программировать весело!");
        System.out.println("Сначала основы");
        System.out.println("Problem Driven");
    }
}

В дальнейшем вы можете выполнять математические расчёты и отображать результаты в консоли. Пример вычисления 

public class ComputeExpression {

    public static void main(String[] args) {
        System.out.println((10.5 + 2 * 3) / (45 - 3.5));
    }
}

Для умножения в Java используется *. Как вы можете увидеть, это простой процесс для преобразования арифметический выражений в Java инструкции. Подробнее это будет рассмотрено в следующей главе.

Проверь себя:

  1. Что такое ключевое слово? Перечислите несколько ключевых слов Java.
  2. Чувствительна ли Java к регистру? Какой регистр ключевых слов Java?
  3. Что такое комментарий? Игнорируется ли комментарий компилятор? Как обозначить строку комментария и параграф комментариев?
  4. Какая инструкцияпоказывает строку в консоли?
  5. Покажите вывод следующего кода:
public class Test {

    public static void main(String[] args) {
        System.out.println("3.5 * 4 / 2 – 2.5 равно ");
        System.out.println(3.5 * 4 / 2 - 2.5);
    }
}

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

wp-puzzle.com logo